Графдиз

Навигационные шрифты

Шрифты являются частью общественного пространства и архитектуры. Они меняют визуально пространство, облегчают или усложняют перемещение на территории.

Утилитарные требования и технологии накладывают определенные ограничения на выбор гарнитуры. Гротеск, слабоконтрастные гарнитуры, гуманистические брусковые шрифты и некоторые виды антиквы используется чаще, чем декоративные, акцидентные и шрифты старого стиля.

Подбор шрифта определяется типом информации, носителем, местом использования, аудиторией зрителей и технологией изготовления.

Места:

К стандартным типам инфографики и навигации относятся:

Расписания, таблицы
Инструкции, инфопанели, указания, сообщения
Списки, перечни, направления
Карты, схемы, планы
Вывески, аншлаги, указатели
Знаки, обозначения, пиктограммы

Нестандартные типы навигации часто используют характер пространства и редко тиражируются в других местах. К ним относится напольная навигация, указания на архитектурных элементах и партизанская навигация.

Напольная навигация на вокзале

Технологии изготовления

Характер некоторых шрифтов может зависеть от технологии, в которой он применяется. К таким шрифтам относятся LED и трафаретные гарнитуры.

Классические навигационные шрифты могут потребовать небольшой коррекции. Если надпись производится методом экструзии, следует уделить внимание толщине стемов и соединительных штрихов, внутрибуквенным просветам и характеру засечек в антикве.

Материал может создать дополнительные наплывы на литерах, поэтому надо предусмотреть щедрый трекинг.

Существующие навигационные шрифты (Helvetica, Meta, DIN, Frutiger) выполняют поставленные перед ними задачи и могут не сработать в других условиях. В некоторым смысле, не существует идеального навигационного шрифта, способного одинаково хорошо работать при всех технологиях. Нередко шрифт разрабатывается для конкретного проекта.

Выбор гарнитуры

Хороший шрифт определяется двумя параметрами: различимостью (способностью распознать символ) и удобочитаемостью (способностью прочесть надпись, легенду, список). В этом смысле геометрические шрифты проигрывают, потому что сложно различить круглые знаки.

Пропорции геометричных шрифтов не экономят место по горизонтали

Шрифты с высоким контрастом прописных и строчных редко работают, потому что приходится делать большой интерлиньяж. В списках это особенно заметно. Такие шрифты занимают много места по вертикали.

Появление подстрочника усложняет ситуацию. Приходится поправлять вручную, что неприемлимо в больших списках или шаблонах (подразумевается, что дизайнер клиента сам будет наполнять носитель содержанием и проигнорирует ручную правку).

Набор по умолчанию. Основные проблемы с межстрочным интервалом (подведите курсор к картинке)

Исправленная версия

* * *

Современные навигацонные шрифты часто проектируются с хорошей открытостью литер. Это имеет большое значение в мелком кегле, позволяя лучше распознать буквы.

При выборе шрифта следует обратить внимание на наличие полужирного, наклонного и курсивного начертаний. Они используются в качестве подстрочника в мультиязычной навигации. Курсив предпочтительней наклонного из-за бóльших различий с прямым начертанием. Допустимо комбинировать полужирное и светлое начертания при отсутствии курсива.

Пропорции шрифта могут сэкономить место по горизонтали. Если готовится шаблон носителей, содержание которых будет наполнять дизайнер клиента, нужно предусмотреть появление длинных строк. Шрифт с зауженными пропорциями в таких случаях предпочтительней.

Как правильно делать подстрочник

Нужно руководствоваться принципом информационных слоев. Зрителю должно быть легко сосредоточиться на подстрочниках, фильтруя все остальное.

Трудно визуально выделить подстрочник в отдельный слой

Лучше, но теперь подстрочник стал мелким

Хорошо

В ситуациях, когда нет возможности разместить перевод (или транслитерацию) под основным текстом, можно написать в строку.

Контраст начертаний шумит, сложно находит первую строку латиницы

Набор стал однородным, глаз легко находит начало английских слов

Стоит обратить внимание на двойной пробел между кириллицей и латиницей. Он деликатно отделяет написания, не объединяя слова в единое предложение.

Декоративные и акцидентные шрифты

Редко подходят для навигации. Некоторые акцидентные шрифты допустимо использовать в заголовках, но списки, набранные такими шрифтами, читать трудно.

Декоративные гарнитуры чаще используются для вывесок магазинов или отдельных надписей.

Фирменный стиль не может служить поводом использовать начертание логотипа в качестве навигацонной гарнитуры. Лучше для этих целей подобрать дополнительный шрифт. Характерные для торговой марки приемы можно отразить в верстке, специфике набора, цвете или декоративных элементах.